alexey a.s. (stpneuma) wrote,
alexey a.s.
stpneuma

Не вижу подвига!

Серия «Шмаковский патерик».

Послушник Виктор жил в монастыре уже почти два года. Все это время основную часть своих послушаний он провел на коровнике. Лишь иногда игумен менял ему на неделю послушание, справедливо считая, что это лучший отдых.

И вот как-то неожиданно стал послушник роптать на предмет отсутствия духовности в монастыре. Хотя автор смело, положа руку на сердце, утверждает, что большей здоровой духовной атмосферы он больше ни в одном монастыре не встречал. Но это, разумеется, сугубо личное мнение. Были в той обители и такие монахи, которые игумена ненавидели в прямом смысле этого слова и даже обвиняли его в масонстве. Ну так вот: стал Виктор роптать такими выражениями, типа: то «уеду в Оптину спасаться», то «уеду на Валаам», то на Соловки… в общем перебрал почти все «знаменитые» обители. И вот так продолжалось несколько месяцев. Тем не менее, он ходил на исповеди, службы, причащался. Надо полагать, духовенство было в курсе этого ропота, и какие-то внушения делало послушнику. И тут как-то раз с утра, придя на коровник доить, говорит Витя своему напарнику по коровнику: «да куда уж я поеду?, кому я нужен?, буду здесь помирать…». В этот день он ходил необычно спокойный, в полголоса молился Иисусовой молитвой, исполнял свои послушания. А на следующий день, выгнав скотину в загон и развернувшись обратно к воротам, Витю нагнал здоровый бык и со всей дури боднул его сзади и попал рогом в сапог, повредив артерию на ноге. Когда послушник повалился на землю, животное еще раз подцепило его рогами, подбросило, судя по всему - особого нового вреда не принесло, и удовлетворенное актом возмездия, как выяснится позже, пошло мирно пастись по загону.

Витя лежал почти десять минут, пока напарник не сбегал в храм, в котором читался трехканонник, входящий в состав утренних правил. Игумен только минут десять назад уехал по монастырским делам. Молитву приостановили и вся братия подошла к месту происшествия. Виктора перенесли за территорию загона в безопасное место, и пытались снять с него сапог, из которого уже выливалась кровь через край. Но послушник не давал снять с себя сапога а потребовал у благочинного срочной исповеди. Тот давай как-то метаться и суетиться, не зная что и делать. Наконец, решившись, он побежал в храм за епитрахилью. Витя по-прежнему всячески противился тому, чтобы с него сняли сапоги.

Благочинный прибежал обратно, до этого уже вызвав скорую и сообщив игумену, который сказал, что разворачивается и едет обратно. Надев епитрахиль и поручи, он взглянул молча на окруживших Виктора братьев. Те деликатно отошли подальше. Накрыв голову лежащего послушника благочинный встал на колени и низко склонился ухом к устам Виктора. Исповедь шла около пяти минут. Прочитав молитву и перекрестив голову послушнику, благочинный встал на ноги. И тут подъехали скорая помощь и игумен. Наскоро обследовав Виктора, сняв сапог с него, совершенно не считаясь с его мнением и протестами, врачи наложили жгут, погрузили послушника на носилки, которые на рельсиках задвинули внутрь машины. Виктор потерял сознание. Игумен с послушником не поехал, за что в будущем его многие братья будут обсуждать и осуждать. Виктор скончался от потери крови не доехав до больницы. Игумену сообщили об этом примерно через час после отъезда скорой помощи. По новопреставленному немедленно была отслужена панихида. На третий день послушника отпевала вся братия монастыря, во главе с игуменом. Похоронили его на кладбище поселка, в котором располагался монастырь. Разумеется, послушник Виктор был вписан в синодик о вечном упокоении на проскомидию.
...
Прошел год...
...
Игумен отсутствовал в монастыре уже около месяца, а у благочинного опять был кризис жанра. Он требовал подвига от братьев. А братья, напротив, почувствовав отсутствие жесткой руки, расслабились. То на правила опаздывали, то отлынивали от послушаний, то чай в неположенном месте пили, покуривали уже без особой опаски, а некоторые вообще оборзели до того, что бегали в поселок стрелять сигареты.

И вот тут благочинный решил после трапезы создать первую страницу монастырского патерика. Он, для начала пристыдив братьев за нерадение о спасении, начал рассказывать про житие послушника Виктора:

«Вот был у нас послушник Виктор, Царство ему Небесное. Целый день молился Иисусовой молитвой. Никогда не роптал. Несмотря на колоссальную нагрузку на коровнике – ни разу не пропустил ни одного правила, ни одной службы. После дойки всегда бежал в храм. Постился очень строго. Животных любил. Вот с кого , братья, надо брать пример! А я не вижу у вас подвига! Не вижу!»

Как же мне хотелось ему тогда сказать: «так покажите как надо…», но промолчал. Благочинный был очень болезненный человек и большие подвиги ему действительно были противопоказаны по медицинским показателям.

После трапезы иду я рядом с послушником Виктором (да, еще одним тоже Виктором:-), и тот мне говорит: «знаешь что? Это он для этих распиздяев новеньких говорил. Типа для вразумления. А я-то Виктора застал. От службы он вообще под предлогом коровника старался всякий удобный случай закосить. А так быстро все почистит – и дрыхнет целый день. Жрал за троих, в пост где-то колбасу доставал даже. А бык знаешь его почему забодал? Потому что бил он быков и коров плеткой нещадно. Я вообще думал, что он садист, потому что иногда он их мутузил даже без повода. Но правда надо сказать одно: за день до смерти он как-то успокоился, а то раньше все гундел, что уйду-уйду, а вот перед смертью сказал, что умирать здесь будет. Видать откровение получил какое. Вот так, наверное, и канонизирутся некоторые святые. Исказит какой-нибудь исихаст для поучения других житие того, кого уже нет, а кто и запишет. Вот тебе и святоша… М-да…», Виктор сплюнул на землю и мы пошли готовиться к послушаниям.
Tags: #благочинный, #бык, #забодать, #игумен, #исповедь, #коровник, #монастырь, #нерадение, #патерик, #подвиг, #послушник, #ропот, #спасение, #шмаковка
Subscribe
promo stpneuma october 14, 22:56 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В честь праздника Покрова, с которым автор и поздравляет всех своих читателей, захотелось чего то светлого и чистого. Однажды, во время последствий очередного трэша в 2011 году, занес автора Господь в один монастырь Новосибирской епархии, Обитель была строящаяся, и практически еще не обжитая. Из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments