alexey s. a. (stpneuma) wrote,
alexey s. a.
stpneuma

Никитский монастырь (Переславль-Залесский)

Начинаю серию "Монастыри России". Будет их немного, но всё же.

Еще раз напомню читателям - пишу о чем думаю, кто не согласен, см. пост первый. Это на всякий случай...

Я там пробыл примерно 40 дней. Встретил Пасху и через неделю свалил. Послушался на клиросе, немного на общих, всенощную и воскресную литургию пел и читал на подворье у игумена Иова. Туда и оттуда ездил на такси. По официальной версии...

Это монастырь уникальный в своем роде. Святость граничит с грехом настолько рядом и не перемешивается, что становиться жутко. Но спасаться там сложно. А человеку зависимому вообще, мне кажется, нереально... Там бухают. Бухают все, кроме архимандрита и священников. Остальные, начиная с дьяконов и вплоть до трутников бухают. Там есть моменты просветления и затишься, когда вроде как монастырь живет трезво, но бывают и жуткие цунами, когда "холодная" просто не в состоянии вместить всех клиентов.
Для незнающих: "холодная" это монастырский вытрезвитель, комната за решетками с кушетками. Но реально там жарко ибо топят батареи...

В качестве основного утешения используются фунфырики с надписью "Лосьон хлебный" стоимостью 30 рублей за объем в 100 грамм, если правильно помню - крепость градусов 70. Это лучшее. Есть и другое в ассортименте, но считается классом ниже.

Есть настойка "Рябиновая" 25 градусов, именуемая в монастырском обиходе "СтрекОзовка", в честь насельника монастыря с фамилией СтрекОзов, он там что-то типа снабженца... Но стоит почти 100 рублей и считается высшим шиком и роскошью. Курят почти все. Существует взаимовыручка по кланам, т.е. кругам общения. Т.е. идем например мы за фунфыриками и знаем что такой-то, например Коля вчера сильно перебрал, болеет. Мы ему тоже берем фунфырик, если деньги позволяют.

Каждый день в монастыре правила утренние и вечерние, на них стараются согнать всех. Литургия по желанию и очень долго идет, Херувимскую могут тянуть час. Чё батьки там в алтаре делают в это время - не знаю.. Акафисты без жесткой схемы и правил, какому батьку что взбредет в этот день, то и читают. Надо сказать, что после Литургии и клиросники могут образно послать батьку в жопу и не петь. Тогда священник поет себе сам. Вечером каждый день крестный ход, с заходом в часовню-столп, где подвизался Никита-столпник, с помазанием, и прикладывание к мощам Никиты и целование его вериг. Ну, в общем-то, может благодать, может соборность молитвы, но что-то происходит в тот момент. Хорошее.
Фунфырики брали даже на службу с собой, уходило 2-3 штуки за службу. На шестопсалмии ходили перекурить.

Кормят не ахти, на троечку. Но никто не голодает. Монахи едят в отдельной трапезной, тоже самое, но с бонусиками в виде там всяких салатиков и других вкусняшек... Трутникам просто первое, второе и компот.

Самоуправление. Трутниками управляет послушник или трутник, служба безопасности тоже из братьев трутников. Контингент - клиенты вытрезвителей, наркодиспансеров. Ума не много. Это в основном, есть редкие исключения. Как следствие - интриги, подсидки, шкуроход - всё. Самые рьяные борцы с бухаловым как правило сами набухиваются в скором времени.

В монастыре хренова гора бабулек в иноческом одеянии. Сколько их точно, кажись никто не знает, что они делают тоже.

Одна там есть матушка Саломия (монахиня или нет - не знаю, не говорит), учила нас петь. Кое что из её уроков пригождается по сей день.

Главный формально архимандрит Димитрий. Но реально правят там другие люди, весьма далекие от православия.

Все мои дни в монастыре прошли в кураже. Но, извините, даже намека на спасение или благочестивую жизнь. Я познакомился и почти, так можно сказать, подружился (как дружили в пионерлагерях, до гроба, до смерти, и забывали через три дня:-) с некоторыми послушниками-клирошанами и дьяконами. Пили вместе много и часто.

Как я понял, всеми финансами руководит тетенька такая (забыл как зовут), которая привела в монастырь много паломнических фирм и собственно, непосредственно деньги. Поговаривают, что архимандрит как-то попытался её выгнать. Она сказала, что уйдет, но и все фирмы паломнические тоже перестанут возить паломников. И он ее оставил. И вообще дружить надо было с ней. Потому что она могла деньги дать или не дать. Причем это ни от кого не зависело, кроме как от ее настроения и отношения к вам. Даже если, например, архимандрит благословит вам на дорогу ну три тыщи скажем, она спокойно может сказать: "да мне все равно что он благословил - денег нет". А можно было без всякого архимандрита подойти к ней и попросить немного денюшек, и она легко могла дать тыщ пять бумажкой. Которые и пропивались... Меня она любила и подбрасывала деньжат. Ну, на телефон положить. Немножко оставалось на фунфырики и даже "кагор" за 120 руб. И в дорогу дала.
Кстати мы в турне (т.е. на выезде когда пели), добирались бесплатно на попутке, а деньги таксишные пропивали не доходя до монастыря, кагором из тетропаков...

Мне даже удалось побыть на архиерейской службе, там как раз заступил на кафедру епископ Феодор, почитать апостола и подержать владыке служебник на литургии.

Интересно, что в Москве есть храм где-то на Серпуховской, и там какой-то центр помощи алкоголикам. Так вот как вариант для реабилитации они отправляют в Никитский монастырь, где уже можно из запоя перманентного не выходить.

Быт, условия проживания довольно подвижнические. Бомж-кельи, душ-баня раз в неделю, стирка в тазиках.

Там есть очень серьезный игумен Александр. Настоящий подвижник. Духовник обители. К нему можно приехать на исповедь. Если у меня будут очень большие сложности, по возможности я поеду к нему. Но только если проблемы по-настоящему серьезные. Обычная картина поздно вечером в храме, свет потушен, тишина, на клиросе в углу сидит отец Александр, внимательно читает исписанный мелко листок форматом А4, а на коленях, уткнувши взгляд в пол стоит брат и ждет, когда батя дочитает, что-нибудь скажет духовное и прочитает разрешительную молитву...

Резюме: если хотите экстрима, куража или вам просто стало скучно от размеренности и обыденности, поезжайте на недельку.
Но спасаться там ОЧЕНЬ сложно...

В заключение привожу типичный диалог утром в монастыре перед поездкой на архиерейскую литургию.
Архимандрит спрашивает у начальника охраны:
- Ну как там, отец N в порядке, готов?
Отец N, иеродьякон монастыря, который должел быть первым дьяконом на архиерейской. Был накануне вечером пьяный заперт в келии, чтоб не продолжал... Хотя ночью он пару раз как-то выбирался из нее покурить и хлебнуть из фунфырика, который любезно заныкали ему братья. Как он открывал дверь не знаю, но потом он еще аккуратно за собой ее прикрывал, как будто и не выходил.
- Нормально, батюшка, - докладывает секьюрити, - выспавшийся, довольный, похмеленный! Готов!
- Ну и славно, поехали!...


и еще один диалог вспомнил - про "мягкость" настоятеля:

Подошел брат-кошатник, любитель кисек и за ними ухаживающий:
-Батюшка, благослови кошкам домик построить из досок, пусть хоть будет им где от дождя укрыться...
-Благословляю!
Через две минуты другой брат антикошатник:
- Батюшка, благослови всех кошек в тайгу вывезти, надоели уже...
- Благословляю!
...и так "решаются" все вопросы. Поэтому встретить двух братьев с прямо противоположными благословениями от настоятеля вполне в порядке вещей...
Tags: #монастырь, #обзор, #паломничество, #переславль, #подвижничество, #пьянство, #рейтинг, #спасение
Subscribe
promo stpneuma july 3, 22:38 1
Buy for 10 tokens
У меня ест кот Фаня. Уже месяц как живет. Помесь сиамского с пестренькой мамой. И есть Попечительский Совет о Фане (ПСФ). Президентом совета я назначил себя. Функции воспитания и нравственного развития Фани возложил тоже на себя. Но любой желающий становиться вицепрезидентом Совета…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments