alexey s. a. (stpneuma) wrote,
alexey s. a.
stpneuma

  • Music:

Жития святых во время трапезы

Очень опасно, когда в монастыре диктат одного человека. В современном мире это практически неизбежно ведет к отклонению в сторону от православия. Мне видится, что сегодня собор отцов в монастыре необходим, что должен быть некий совещательный орган, именно ввиду того, что коллективно в ересь впасть труднее. И даже в этом случае знает современное православие монастыри, где все братство живет в тяжелейшей прелести, хотя такие были всегда. Но все же одному совсем опасно.

Довелось мне пожить в Раненбургской Петропавловской Пустыни Елецкой епархии. Был я там регентом хора, состоящего из двух человек: вашего покорного и еще одного брата Владимира.
В общем это было неплохое время. Меня никто не трогал, в послушание отцы не вмешивались, служили каждый день Литургию.

Если Вы пришли в монастырь, а вместо Жития святых или душеполезных поучений (типа: Лествицы, Аввы Дорофея, Приношения монашеству, Древних Патериков и т.п.) на трапезе читается мирская хрень типа "Ведро незабудок" или "Осенние лепесточки", в таком монастыре существуют очень серьезные духовные проблемы, неизбежно влекущие за собой разрушение всего монашеского устройства (У Кикоть в "Исповеди", кстати, тоже про это написано). Я не против таких книжек в мирском обиходе, но не в монастыре. Потому что миром и в мир из таких книжек тянет неудержимо. И уж ни о каких аскетических подвигах и речи нет. Более того, проскальзывают легкие такие темы блудно-петтинговых отношений. Это я говорю абсолютно серьезно, читалась у нас книжка, где был рассказ о парне, уходившем в армию. Там во всех подробностях рассказано, как он с девушкой всю ночь в постели занимался ласками, но с оговоркой в конце: БЛУДА НЕ БЫЛО!!! Вся братия, конечно, немного забыла про еду, у каждого в мыслях был один вопрос: "ну трахнет он же ее в конце концов или нет"... Согласитесь, будить в монастыре то, что и без побудки не спит, мягко говоря странно...

Я подошел к игумену Тихону (Пронникову) и состоялся у нас разговор:
- Чем же Вам, батюшка, Димитрий Ростовский не угодил?
- Да всем угодил, но ты видишь какой контингент в монастыре, куда им до жития святых...
- Не дай Бог начнут спасаться братья без Вас! Да, отец?
- Думай что хочешь...
- Ну а вот такая эротика, как сегодня читали, это нормально?
- Это случайно так получилось...

Вот так. И весь разговор.

Хотя сдается мне, что дело еще и в том, что сам батюшка духовно не совсем радовался житиям святых.

Еще батюшка любил говорить: "я игумен, монах - мне врать нельзя". Однако в скором времени ложь и лукавство отца стало обнаруживаться везде. И вообще основная причина ухода моего заключалась в том, что отец пообещал мне содействие в одном важном вопросе, а потом как-то стал уклоняться от него. На прямой мой вопрос почему он не держит обещания, стал нести такую чушь, впал в ярость, орал "ищи себе другой монастырь", и мне все стало понятно. Наутро он просил прощения, но стало ясно - надо валить. И свалил через три дня.

Еще батюшка любил своих чад накрыть епитрахилью под образом Тихвинской Божией Матери и прочитать некую молитву. В народе стали говорить, что батюшка делает "отчитку". Игумен даже не пытался отговорить их от такой формулировки. Ему нравилось, что сей обряд называли отчиткой. К нему ездили со всего района многие vip-персоны, отягощенные тяжкими недугами телесными.

Батюшка очень "поведен" на деньги. Очень. Иногда, чтоб не платить он творил такие вещи, что и рассказывать неудобно. Хотя бывали у него и просветы. Всем уходящим, побывшим недолго, он давал тысячу рублей. Мне дал больше, но я был пять месяцев и закрывал с Вовой все вопросы по клиросу. И вообще батя любил куражнуться.

Но главное мне видится в том, что отец потихоньку стал видеть себя неотъемлемым посредником между братьями и Богом, сильно стали в монастыре проявляться признаки секты. "Без меня не можете ничесоже": уже не цитирует Писание, а про себя начинает намекать игумен. Валить надо сразу в таком случае...

Стало модно нынче говорить: "а ты не смотри ни на кого, не обращай внимание, сам спасайся". Таким отвечу: "идите в жопу, тогда я спокойно буду в миру жить. Самого себя обманывать-то зачем".

Дело в том, что чтение "Жития Святых" на трапезе очень сильное подспорье в деле спасения. Можно говорить о слабой духовной школе, но именно чтение святоотеческой литературы весьма скудно, но все же восполняет недостаток духовности. Об этом знают все отцы, поэтому Жития Святых отменять никак нельзя.
В данном случае игумен лишил и этого последнего сучка, вытаскивающего из тины. А по вечерам еще и фильмы показывал про Михаила Круга и всякую мирскую попсу, от которой также веяло миром.

Я пишу это не в осуждение. В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Я и свалил оттуда сразу, как понял, что тема не здоровая. Просто я хочу предупредить всех. Первый, явный признак болезни игумена, и всей обители как следствие, это отмена даже тех духовных элементарных правил монастыря, как для примера замена Жития Святых на трапезе мирской шелухой.

Добро, еже жити братии вкупе.
Tags: #ересь, #житиясвятых, #игумен, #креатив, #монастырь, #отчитка, #раненбург, #трапеза, #эссе
Subscribe
promo stpneuma july 3, 22:38 1
Buy for 10 tokens
У меня ест кот Фаня. Уже месяц как живет. Помесь сиамского с пестренькой мамой. И есть Попечительский Совет о Фане (ПСФ). Президентом совета я назначил себя. Функции воспитания и нравственного развития Фани возложил тоже на себя. Но любой желающий становиться вицепрезидентом Совета…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments